Эссе  «Я — учитель».

 

Не стоит так легко отворачиваться от бабушкиных сказок.

В них иногда хранится знание из наследства Мудрых.

«Властелин Колец» Джон Рональд Руэл Толкин.

 

Совсем недавно я сделала необычное открытие. Я поняла, что по мере взросления человек перестает замечать рядом с собой сказку. Грустно… А помните, как это было раньше? Верили, что  семицветик исполнит все твои желания, рыцарь в ярких доспехах придет и спасет от ночных кошмаров, а в окно вдруг неожиданно  может постучать Карлосон. Как иногда хочется уйти в мир волшебства.

Наверное, поэтому мне до сих пор доставляет удовольствие не только чтение сказок, но и просмотр детских мультфильмов. Будучи взрослой, я увлекаюсь ими, как мне кажется, сильнее, чем в детстве.

Когда я была ребенком и посещала детский сад, у нас с сестрой была своя Сказка под названием «Наша маленькая школа». Сестра рассаживала вокруг меня кукол, давала свои школьные прописи и начинала урок. Это был мир, полный чудес. Вдруг крючки превращались в буквы, а конфеты на столе - в цифры. Но больше всего мне было интересно узнавать, почему приходит ночь, осенью опадают листья, летом гремит гром и отчего поют трубы. А однажды я заметила в брызгах фонтана радугу, которую можно было сравнить с волшебством. Но оказывается, она возникает не только во время дождя.  Толкования этого явления взрослыми были скучными и непонятными, даже книги, к которым  я обратилась, не давали вразумительных объяснений: одни цифры, сложные слова - и никаких картинок. А разнообразные вещи в окружающем мире вызывали все большее количество вопросов. Искать ответы на них я пошла в Педагогический институт на физико-математический факультет. 

За время обучения в институте я научилась понимать не только простые законы физики, но и более увлекательные ее проявления, находя в физических законах симметрию. Изучая теорию, проводя опыты в лабораториях, наблюдая за природными явлениями, я поняла, что физика  не просто школьный предмет-это философия мышления. Так в институте я прикоснулась к волшебству проявления физических явлений и процессов.

Прошли годы – и я учитель физики! На своих уроках я как будто оказываюсь в зазеркалье, где играю роль кролика, который сопровождает Алису в сказочную страну «Физика».

Путешествуя по этой стране, мы с ребятами, как в любой сказке, встречаем трудности и препятствия: иногда недостаточный уровень математических знаний, умений учащихся работать в команде и самостоятельно, способностей выделять главное и замечать нюансы. И здесь на помощь, конечно же, приходят  педагоги разных дисциплин: учителя физической культуры  учат детей работать в команде, учителя русского языка и литературы учат замечать «незначительное» и делать выводы, учителя иностранного языка помогают в  понимании латинского алфавита, учителя истории и обществознания  дают знания по истории  развития промышленности и науки.

В нашей Сказке все смешалось: встречаемся  с фиксиками, попутчиками GetAClass, а завершаем путешествие с ребятами в физической лаборатории. При этом  я всегда сопровождаю учеников и поддерживаю их любознательность и интерес не только к приобретению знаний по предмету, но и к получению информации об успехах России в области физики, к жизни и достижениям российских ученых, которые внесли немалый вклад в развитие науки и техники. Это позволяет воспитать в детях чувство гордости за свою страну, а также любовь и уважение к своему Отечеству. Также мне важно воспитать в каждом ребенке личность, способную осознавать важность образования и самообразования для его будущей жизни, личность, способную сотрудничать с окружающими людьми и работать во благо общества и природы.

Теперь Сказка выглядит былью. Для того чтобы поддерживать в своих учениках огонек желаний познания и интереса, мне всегда приходится быть в курсе развития современной физики и педагогики. Вместе с детьми я научилась совершать небольшие открытия, создавая исследовательские проекты, активно используя на уроках интерактивные технологии.  Также я с большой радостью жду своих ребят в Контакте на страницах  «Физика и я» и на своем сайте, где мы вместе публикуем и обсуждаем актуальные сведения и новости в мире физики и науки. В результате у моих учеников формируется  высокая мотивация к образованию и самообразованию в течение всей жизни. Видя на лицах детей невыразимую радость познания, я  сама становлюсь счастливее!

Однако часто старшеклассники ставят меня перед фактом:

- Все, я определился в будущей профессии. Буду врачом (юристом или экономистом). Я стал взрослым. У меня нет времени на сказки. Мне физика не нужна.

Конечно, мне становится грустно и обидно. В лицах ребят я распознаю проявление равнодушия к моей дисциплине. После минутной паузы, которая для меня превратилась в бесконечную нить времени, я отвечаю:

- Умница. Молодец. Ты сделал правильный и осознанный выбор профессии. Надеюсь, станешь ведущим специалистом в своей области. Значит,  ты сможешь объяснить своим детям,  почему трава зеленая, а небо голубое? Почему Солнце на закате красное и как днем увидеть звезды?

- А днем можно увидеть звезды?

-  Да, и этим мне хотелось поделиться с вами на следующем уроке.

 Эти и многие другие каверзные вопросы позволяют вернуть ребенка в мир сказочной физики. Вместе мы ищем простое в сложном, в дефектах - красоту, пытаемся приоткрыть занавес тайн мироздания и увидеть разнообразие законов природы. Многие считают физику скучной наукой. Может,  просто им никто не показал  маленькую дверь в эту сказочную страну, скрытую в сухих пересказах, и у него не было проводника, который наводящими вопросами вызвал бы их любопытство к открытию этой двери.

Пролетит время, и уже состоявшийся врач, юрист или экономист забудет формулы и большую часть определений, однако на подсознательном уровне он понимает, что деревянное половое покрытие теплее линолеума, что мокрыми руками нельзя трогать выключатели и включать в розетку электрические приборы, что зимняя обувь с протекторной подошвой не будет скользить в гололед. А если кто-нибудь у него спросит: «Откуда ты все это знаешь?», то он ответит с едва заметной улыбкой: «Так это Физика». 

И сейчас, проработав много лет педагогом, свои уроки я стараюсь сделать Сказкой.  Сказкой под названием «Наша маленькая школа», как тогда, в детстве.  Только я теперь учитель, а  рядом не куклы. Рядом со мной теперь дети,  пытливые, где-то не всегда прилежные, но остроумные, неуемные, любознательные, - это мои дети, которых я обязательно научу всегда, в любом возрасте, замечать рядом с собой Сказку, наполненную волшебством.